Ташкентский Центр НЛП
Телефон :
+998-94-6581168
+998-98-8098272
Ближайшие тренинги
Контакты
Адрес: ул. М. Риёзий - 32 на одной улице с рестораном Петрович. Мы в Telegram: 99894 658-11-68, , Узбекистан
Тел.: +998-94-6581168
+998-98-8098272
Email: nlpcenter@bk.ru
Ф.И.О.: Эдуард Александрович Огай
Статьи
НЛП - как все начиналось 3 часть
13.03.2015 | Статьи

Студенты провели в этих группах также несколько различных экспериментов, касающихся феномена, позже названного «остановка мира». Якорение являлось одним из инструментов, которые, наряду с рефреймингом, использовались для остановки внутреннего диалога с целью достижения состояния необычной реальности. Более детальные эксперименты начались с техник «Коллапс якорей» и 6-шаговый рефрейминг. Их результаты впечатляли: значительно усиливался творческий потенциал, доступ к информации и другие ресурсы.

Особое удовольствие участники группы испытывали от экспериментов с позитивными и негативными галлюцинациями. К первым относился опыт, в котором можно было особенно ярко видеть или хорошо слышать то, чего не было в реальности. Вторые служили для устранения объекта, существующего на самом деле. Для этих процессов использовались трансовые состояния, а затем были созданы техники для воссоздания этого феномена вне транса. Изучая трансовые состояния, участники групп упражнялись с трансдеривационным поиском, который впоследствии был встроен в модель якорения, названную «Изменение личностной истории».

Экспериментирование с техниками глубокого транса приводило к одному и тому же вопросу: что дает возможность людям делать все эти «любопытные» вещи в трансе и почему эта способность отсутствует в нормальном состоянии сознания? Почему люди часто так легко изменяются под гипнозом и не могут этого сделать без его использования? Поиск в этом направлении привел к возникновению упражнений и техник, наделяющих людей способностью к демонстрации феномена глубокого транса и разнообразных трансовых состояний вне гипнотической сессии.

Лингвистические приемы М. Эриксона, В. Сатир и Ф. Перлза, некоторые идеи и метафоры К. Кастанеды, скомбинированные с классическими моделями, были подвергнуты синтезу, как и коллапс якорей, изменение личностной истории и модели рефрейминга. Комбинация этих техник и их исторические корни привели многих к мысли о том, что НЛП — это новая психотерапия. Роберт Дилтс написал статью, которую так и назвал — «НЛП: Новая психотерапия».

Важно отметить, что атмосфера, царившая на занятиях в группах, была игровой, необычной и волнующей. Участники много шутили, забавлялись, дурачились. Иногда Джон и Ричард это провоцировали. Ходит много легенд о том, как они на одном из занятий предложили участникам с помощью транса ассоциироваться с пациентами психиатрической больницы для осознания нарушений «реальности». Они также разыгрывали кого-нибудь на полном серьезе. Фрэнк Пьюселик рассказывал, как на одной из вечеринок они предложили одному из участников закрыть глаза и, находясь в молчании, исследовать внутренние процессы, а сами в этот момент неожиданно измазали его лицо тортом, умирая от смеха. Студенты редко обижались: чаще они принимали правила игры.

В один из таких вечеров Ричард и Джон начали играть в чтение мыслей, после чего возникла одноименная техника. Ричард и Джон в точности рассказывали о членах группы — об их личностной истории, возрасте, партнерах — при отсутствии всякого предварительного знания об этом. Они решили также проделать несколько экспериментов, которые помогли бы выявить структуру этой техники и создать модель для обучения. Человек, взявшийся использовать эту технику, должен был особым образом воспринимать внутренний диалог, звуки, картины и слова другого человека или быть способным видеть визуальные репрезентации того, о чем он думает. Самый простой пример — это круги, квадраты и треугольники: один из участников загадывает простую фигуру, а другой — старается понять, что задумано. Выяснилось, что большинство людей после 20 минут тренинга были способны дать 7 правильных ответов из 10. После этих упражнений появился ряд версий. Например, что изменяется цвет кожи одной из щек того человека, который посылает сообщение, а это в свою очередь может сформировать репрезентацию объекта, о котором он думает. Или о том, что люди с ярко выраженной чувственной системой могут получить информацию через прикосновение к этому человеку, так как информация также может передаваться через температуру тела. Визуалы могли увидеть мысли в виде трехмерных голограмм, а аудиалы читали их посредством своего собственного внутреннего диалога. Упражнения делались более успешными, если тот, кто посылал сообщение, был способен полностью сосредоточиться на одном объекте своей мысли, а его получатель мог «остановить мир». Участники пришли к выводу, что доступ к сознанию другого человека получить трудно, если человек занят своим собственным опытом.

В этот период продолжалась работа с метафорами. В качестве примера была взята одна из метафор Милтона Эриксона. Было проделано много экспериментов по использованию якорения и метафор в трансе; все это привело к пониманию того, что такое субмодальности (впоследствии субмодальности использовались для разработки техники «Взмах»). Вирджиния Сатир время от времени заглядывала на занятия и интересовалась тем, что Джон и Ричард делали в отношении якорения и использования техник гипноза.

Одним из достижений 1976 года была модель рефрейминга частей, созданная для работы с одновременным и последовательным поведением. Также была развита тема синестезии. Особому анализу подверглись такие речевые фразы, как «теплый цвет», «яркий звук» и т. д. Возникла метафора понимания синестезии как мостика, который позволяет нам взять любое содержание и испытать его в нескольких системах восприятия одновременно. Было замечено, что некоторые переживания очень тесно взаимосвязаны в нашем опыте, например: когда мы произносим слово «лимон», чувствуем слюноотделение. Большинство рефлексов имеют в своей основе подобную синестезию.

Говорят, что примерно в этот же период, весной 1976 года, Джон и Ричард уединились на некоторое время в бревенчатом домике, в горах Санта-Круза, где записали свои прозрения и открытия. Распив бутылочку красного вина, они спросили себя: как то, что они придумали, будет называться? Ответом было — «Нейро-Лингвистическое Программирование».

На протяжении всего периода совместного творчества основатели НЛП общались с Грегори Бэйтсоном, обсуждая с ним свои открытия. Особенно Грегори Бэйтсону нравилась метамодель. В процессе общения происходило также и его неявное моделирование. Джудит Делозье считает, что оно еще не завершено и что они вместе с Робертом Дилтсом продолжают этот давно начатый проект. Позже благодаря общению с Грегори Бэйтсоном были разработаны логические уровни и 3-х позиционное описание. Уже в конце 1976 года участники семинаров Ричарда и Джона, занимавшиеся у них 3–4 года, начали проводить свои собственные занятия-мастерские, используя техники, которым они обучились. Примерно в то же время Фрэнк Пьюселик написал свою книгу по НЛП «Магия без тайн». Затем, в 1976 году, Роберт Дилтс и другие начали проводить групповые занятия по НЛП в Санта-Крузе. Коньком Дэвида Гордона была терапевтическая метафора. Его книга, посвященная теме терапевтической метафоры, была написана в то время, когда он получал мастерскую степень в университете. Ричард был супервизором в работе по созданию терапевтических метафор, и Дэвид вскоре представил тезисы, развитые затем в книге, которая была опубликована издательством «Мета Пабликейшн».

Начались семинары Джудит и Лесли. В отличие от Ричарда и Джона, которые привыкли все делать в быстром темпе и с юмором, Лесли развила несколько иной стиль; в своей работе она использовала очень мягкий и заботливый подход Вирджинии Сатир.

Все участники семинаров вышли за рамки исследовательской группы, сплоченной вокруг Джона и Ричарда, и пошли своей дорогой. Начался бурный период проведения семинаров по всему миру.

Гриндер и Бендлер попросили Роберта написать книгу (речь идет о первом томе «НЛП»), которая была опубликована в 1978 году. Вначале предполагалось, что этим будет заниматься Лесли, однако в это время она была очень загружена своей работой в области семейной терапии, и поручение было дано Роберту. Идеи когнитивных стратегий и сенсорных репрезентативных последовательностей были скомбинированы и стали последним дополнением к «мозаике» НЛП того времени. Таким образом, следующими в этой логической цепочке развития модели НЛП стали стратегии.

Ричард и Джон продолжали всячески обогащать НЛП своими разработками. Лесли купила большое здание на Мишон-стрит, где создала «Открытый университет обучения и исследования»: там проводились семинары по НЛП, мастерские и различные программы по эриксоновскому гипнозу. Стив Стивенс конспектировал семинары Ричарда и Джона, и его записи послужили основой для написания книги «Из лягушек в принцы», которая предназначалась прежде всего тем, кто ничего не знал об НЛП или о психотерапии.

В 1978 году состоялся первый сертифицированный курс «НЛП-Практик», который проходил под руководством Джона Гриндера, Ричарда Бендлера, Джудит Делозье, Лесли Кэмерон, Дэвида Гордона, Мэри Бэсс Маерс. На этом курсе в качестве первых практиков обучались Энни Энтус, Стив и Конира Андреасы.

Затем Лесли объединилась с Майклом Лебау, который впоследствии стал ее мужем, и Дэвидом Гордоном. Они основали организацию «НЛП для продвинутого обучения».

Появление сообщества НЛП стало результатом сотрудничества компаний Ричарда («Без границ») и Джона («Ограниченная неограниченность»).

Примерно в 1980 году Ричард и Джон также решили пойти каждый своей дорогой. В этот же период умер Милтон Эриксон.

С этого момента НЛП перестало быть связанным только с деятельностью Джона, Ричарда и первых участников их групп, оно начало формироваться усилиями различных людей так быстро, что за скоростью его развития невозможно уследить. Сейчас мы можем судить о новых разработках скорее по статьям в журналах, книгам и новым семинарам. Последующие периоды развития НЛП богаты событиями: организация сертификационных программ по НЛП (курсы «НЛП-Практик», «НЛП-Мастер», «НЛП-Тренер»), учреждение различных ассоциаций (первая из них была создана примерно в 1982 году).

Затем Джон Гриндер увлекся практической работой в сфере бизнеса, развивая «Новый код НЛП», а Ричард Бендлер создал еще одно направление «DHE» («Design Human Engineering»).

Уже в первые пять лет с момента выхода в свет ранних книг по НЛП было подготовлено много тренеров, которые учредили собственные институты и центры НЛП в различных уголках нашей планеты. Среди наиболее известных из них следует отметить «Comprehensive», возглавляемый Стивом и Конирой Андреас. На основе их многолетней практической работы вышло в свет множество популярных и интересных книг по НЛП.

В дальнейшем начала происходить интеграция НЛП в различные академические и прикладные курсы. Сейчас написано множество книг по игре в теннис, навыкам ораторского искусства, продажам, переговорам, личностному росту, в которых вы даже можете и не встретить самого термина «НЛП», но, читая эти книги, вы будете бесконечно ловить себя на мысли, что представленные в них методы и сам язык описания очень напоминают все то, что вы уже знаете из НЛП.

Благодаря усилиям многих людей развитая в начале 70-х годов модель НЛП значительно преобразовалась. Наряду с первыми темами, вошедшими в НЛП с момента создания этой области знаний, в нее были «уложены» дополнительные «кирпичики», которые имели очень важное значение в деле создания языка описания субъективного опыта. Так, благодаря работам Лесли Кэмерон и многих других разработчиков, появилась тема «Метапрограммы». Затем в НЛП вошли такие разделы, как логические уровни, модели S.O.А.R., S.C.O.R.E., продвинутые паттерны речи («раскрутки»). Росло количество техник, выявленных и смоделированных на основе опыта успешных людей.

Среди современных разработчиков НЛП следует особо отметить Роберта Дилтса, написавшего более сорока книг в области исследования убеждений, динамического обучения, системного мышления, человеческой гениальности, творчества, лидерства и бизнеса. По нашему мнению, он стал не только одним из самых известных исследователей НЛП, но и признанным лидером, вокруг которого сплотились многие известные в НЛП люди, тренеры и исследователи. Созданный им совместно с Т. Эпштейном Университет НЛП в Санта-Крузе сегодня представляет собой самый большой и значительный Центр обучения НЛП, целью которого является системное и фундаментальное обучение в этой области.

Т. Джеймс вместе В. Вудсмолом в рамках НЛП развили самостоятельное направление — «Терапия на линии времени». Усилиями многих исследователей, в частности Брайена Ван Дер Хорста, в НЛП были более подробно разработаны такие сверхважные темы, как микро-, макро- и метастратегии. Майкл Холл начал развивать еще один интересный раздел НЛП — метасостояния. Дэвид Гордон в настоящий момент создает «Библиотеку моделей НЛП» на своем сайте в Интернете. Сейчас снова становится актуальным объединение всего того, что делается на просторах НЛП (подчас никому неизвестными авторами), возвращая наше внимание к тому, с чего НЛП собственно и начиналось, а именно к моделированию опыта успешных и гениальных людей. Частично эту задачу уже решают журналы «NLP World» и «Anchor Point», а в России наш «Вестник НЛП».

В настоящий момент НЛП продолжает успешно развиваться во многих странах мира, вбирая в себя все новые и новые разделы. Энни Энтус развивает такую важную тему НЛП, как «Исследование культур и транскультуральных различий». Многое еще впереди, ведь этому молодому, но уже столь развитому направлению всего чуть более двадцати пяти! Остается лишь пожелать ему удачи в открытии новых тайн человеческого мастерства и совершенства.

Мы воспринимаем НЛП и историю его развития подобно удивительной книге, которую начали писать необыкновенно талантливые и одаренные люди, а продолжить может каждый, кто разделяет ключевые идеи, владеет навыками «письма» и развивает особую наблюдательность к человеческой неповторимости и гениальности.

Поделиться:
Цену на товар Вы можете уточнить у поставщика по телефону
Цену на товар Вы можете уточнить у поставщика по телефонам
+(99894) 6581168
+(99898) 8098272
или написав им письмо